Методическая разработка  выступления

музея «Декоративного искусства и быта»

на конференции  «Животные в искусстве»


Руководитель музея  «Декоративного искусства и быта» Вовк Л.П.

Сценарий Вовк Л.П.


18/04/2013

     Мы   представляем наш школьный «Музей декоративного искусства и быта»

 Расскажем об экспозиции музея в связи с  темой конференции – «Парад животных». (сл. № 1)

 Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами, среди которых едва угадывались изображения животных и птиц.

     Человек наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических творений.

     Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек строили  избы, которые украшали резьбой. (сл. № 2)

В богатом убранстве фасада дома можно было увидеть изображения фантастических птиц и зверей. Крышу дома венчал горделивый конь, который словно парил над землёй, как птица.

    Конь в поэтических представлениях народа символизировал  солнце, движущееся по небу.

     Резьба в старину украшала разные предметы: сундук, скамью, чашу.

На  слайде представлены  пряничные доски и ковши, на которых изображены конь и птица. (сл. № 3)

     Говорят, что в предметах быта заложена тайна!

Так  Ковш-утица связывался с образом гостеприимной хозяйки дома,

а ковш- конюх олицетворял собой хозяина дома

     Пряник на Руси на протяжении нескольких столетий был не только лакомством, но и использовался в различных обрядах, праздниках.

Существовал обычай к каждому знаменательному дню выпекать строго определённые виды пряников. По-особому люди  готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц и животных обрядовое печенье «жаворонки» и «козули». С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, ласточке и просили принести весну на своём хвосте. (сл. № 4)

     Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц.

В узорах народной вышивки живут дивные, сказочные птицы (сл. №5)

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав. Таких птиц вышивали в знак любви и пожелания  счастья молодым.

      Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия.

      Головные уборы русской женщины украшались разноцветным шитьём, жемчугом, цветными каменьями. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока…( сл. № 6)

«Лебёдушка, лебедь белая, точно пава» - говорили о красавице.

В женском костюме,  в яркости нарядов, широких, длинных белых рукавах – крыльях, вырисовывался образ прекрасной мечты – птицы счастья.

     Изображениями сказочных птиц и животных украшены и предметы быта.

В Северной Двине,

 - (сл. № 7)  В Пермогорской росписи  среди геометрического узора, часто можно встретить изображения  коней и птиц. Всадник на коне, в представлениях народа, символизировал освобождение  весны от зимнего плена. Он отпирал солнце, открывал путь водам, после чего весна вступала в свои права.

 - (сл. № 8)  предметы Борецкой росписи украшали яркие сказочные птицы.

Птицы, считалось, прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну.

(сл. № 9) На расписных Городецких изделиях можно увидеть  птиц, сидящих на ветках, коней.

 Изображение  коня  в этой традиции было олицетворением силы, добра, красоты;  птицы - символизировали свет и тепло

В старину деревенские умельцы мастерили своих сказочных зверей и птиц. (сл. № 10)

 Из  щепы создавали Птицу-красавицу с пышным хвостом и крыльями. Она была похожа на  лучезарное солнце.

Верили люди, что птица  приносит счастье, добро, сохраняет покой дома, несёт детишкам здоровье.   

      Лепили в старину и  глиняные фигурки животных и птиц – игрушки-свистульки. (сл. № 11)

 Они создавались  не только для забавы, им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

      В народном представлении игрушки были своеобразными оберегами, защитными амулетами. Они отпугивали злые силы.

Игрушки  имели разные образы и назначения.

 Например, (сл. №12) в Филимоноской игрушке  представлены коровки, бараны, птицы-курицы, петухи, и какие-то невиданные, фантастические существа.

(сл. №13) А неуклюжие и тяжеловатые Каргопольские игрушки - это  звери-кони, козлики, птицы – добрые существа. Они похожи на  героев сказок

(сл №14) Яркие, нарядные  фигурки Дымковской игрушкиважный индюк, курочка  с цыплятами, гордый конь -   создавались на ярмарках,  служили украшением праздников

            Все образы, которые создавались народными умельцами, связаны с восприятием мира. Они являлись продолжением жизни человека и были необходимы в быту, использовались в вышивке, а предметы  украшались резьбой, росписью в которой присутствовали изображения птиц, животных, фантастических зверей. Так человек верил, что сможет привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься.

Фотографии мероприятия  в разделе "Альбомы"

Презентация мероприятия представлена на сайте ГБОУ СОШ №1934